Как правильно вести справочник номенклатуры в 1С

Кажется, что нет ничего проще, чем вводить данные в справочники 1С. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что вопрос правильного ведения справочников не так прост. В этой статье мы коснемся только справочника номенклатуры, т.к. вопросы анализа данных чаще всего соприкасаются именно с номенклатурой.
Как же правильно вести учет товара в справочнике? Рассмотрим это на примере одного товара.
Предположим, у вас есть товар «Антифриз».  Вы ввели его в справочник. Однако антифриз может быть разный, например, красный или зеленый. Большинство милых дам-бухгалтеров, пытаясь все сделать наглядно и аккуратно, вводят несколько наименований в справочник. И антифриз размножается на «Антифриз красный» и «Антифриз зеленый».  Дальше оказывается, что антифриз может быть нескольких производителей, и двоение продолжается. Антифриз опять размножается на « Антифриз красный, Казань» и « Антифриз красный, Дзержинск»,  а затем на « Антифриз зеленый, Казань» и « Антифриз зеленый, Дзержинск».  Для милых дам очень наглядно и удобно.
И вдруг, в одно прекрасное солнечное утро приходит директор, и говорит: хочу знать сколько у нас продалось антифриза за 10 лет, и не только антифриза, а всех позиций товара. Предоставьте список, не предоставите – голова с плеч и премия минус.
Вот тут-то и обнаруживается, что вывести весь список товара с данными так, чтобы он был сгруппирован по Антифриз, Шины, Краска и т.п. не представляется возможным.
Кто-то возразит, что можно все четыре разных наименования сложить в справочнике в папочку Антифриз и получать отчеты именно по этому каталогу. Да, такое возможно. Однако, если сделать разрешение группировать по папочкам различные товары, то вскоре обнаружится, что вложенности группировок по папкам могут быть совершенно различными и опять мы придем  к той же проблеме.
А как же справочник "Группировка номенклатуры"? Разве он нам не поможет? Помочь может, но не всегда. Группировка в этом справочнике может быть более крупной. Например, применительно к Антифризу группировка может быть "Охлаждающие жидкости", а в эту группу входит не только антифриз, но и тосол.
«Как же так! Нам обязательно нужно в справочнике два антифриза!», -  слышу я возмущенный возглас  бухгалтерши с большим бюстом и огромными ресницами. На что тихо и смиренно отвечаю: «Пожалуйста, введите два, но только в том случае, если вы на 100% уверены, что это будут по смыслу разные антифризы».  
Например, ни кому в голову не придет  сводить в одну строчку данные о продажах масла постного и масла пресного. Смело вводите в справочник две позиции: «Масло постное», «Масло пресное». Если вернуться к нашему примеру с  антифризом, то разделить Антифриз на две независимые товарные позиции можно в том случае, если товар сильно различается по цене и спросу. Например, антифриз импортный стоит в 5 раз дороже и спрос на него в разы меньше, чем на отечественный. В этом случае объединять статистику по антифризу импортному и отечественному нет никакого смысла. Смело вводите в справочнике номенклатуры «Антифриз импортный», «Антифриз отечественный».
ВЫВОД:
1.  Наименование товара в справочнике должно быть только одно и оно должно быть уникальным. Например, Тосол, Напильник-15х150, Кисточка-5х40.
2. Все дополнительные признаки товара должны быть указаны в его характеристиках.
3. Разделить один товар на несколько товарных позиций в зависимости от характеристики товара (например, импортный, отечественный)  можно только в том случае, если отчетные параметры  (например, количество, сумма продаж) сильно зависит от этой характеристики.


Как увеличить эффективность вложений читайте здесь  https://yadmina.ru/main/sklad/


Сборник: Статистика продаж. Оптимизация товарных запасов. Теория очередей. Теория вероятностей.